Чем важен демпфер для российских нефтяников

0 0

Чем важен демпфер для российских нефтяников

В начале марта стало известно, что правительство решило скорректировать демпферный механизм для нефтяной отрасли. Рассказываем о том, что такое демпфер и как изменения могут отразиться на нефтяных компаниях.

Если говорить упрощенно, то цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю следующая:

— Нефть, которую добывает нефтяная компания, может быть отправлена на экспорт или поставлена на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны.

— На НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и другие виды топлива. На этом этапе топливо также может быть экспортировано или поставлено по оптовой цене, формирующейся на бирже, на внутренние розничные точки продаж, в том числе на сети АЗС.

— Далее, топливо продается конечным потребителям по розничным ценам.

Когда мировые цены на нефть растут, маржинальность НПЗ оказывается под давлением. В результате рост мировых цен по цепочке приводит к росту оптовых и розничных топливных цен внутри страны. Для населения рост внутренних цен означает дополнительную финансовую нагрузку за счет транспортных и иных расходов, связанных с ценами на топливо. Для бизнеса волатильность цен затрудняет прогнозирование, ухудшаются условия для деятельности в отдельных отраслях.

Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 г. был придуман регуляторный механизм, получивший название демпферного, или просто демпфер. Стимулом для этого стали резко выросшие цены на нефть, отреагировавшие на возобновление американских санкций в отношении нефтегазового экспорта Ирана.

Вступивший в силу с 2019 г. демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, которая была закреплена в соответствующем законопроекте и подлежала ежегодной индексации на 5%.

Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.

Наоборот, если экспортная цена ниже условной, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу. Так было, например в 2020 г., когда из-за пандемии COVID-19 мировые цены на нефть упали ниже $40 за баррель.

Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль в ходе реализации механизма, это отсутствие связи условной цены с реальными рыночными ценами. Так, например в 2020 г. оптовые цены были значительно ниже условной. В результате за счет выплат по демпферу в апреле 2020 г. продажи бензина на внутреннем рынке в какой-то момент стали убыточными для компаний. Так как компании связаны нормативами поставок на внутренний рынок, они были вынуждены работать в минус.

В 2021 г. ожидался обратный эффект. Индикативная цена была проиндексирована на 5% и составила 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. В то же время розничные цены на топливо выросли в среднем на 2%. Из-за этого нефтяники могут недополучить компенсацию.

В начале марта 2021 г. правительство объявило о решении скорректировать демпфирующий механизм и сделать индикативную цену более близкой к рыночным реалиям. Ожидается, что новые условия могут заработать уже с 1 мая.

Изменения могут благоприятно сказаться на маржинальности нефтепереработки российских интегрированных нефтяных компаний. Наибольший позитивный эффект могут испытать Газпром нефть, у которой соотношение внутренней нефтепереработки и внутренней добычи составляет около 75%. Также ощутимый позитивный эффект могут испытать Роснефть и Лукойл, у которых аналогичное соотношение близко к 55%. Все это должно благоприятно сказаться на финансовых показателях компаний и динамике их акций. Более точно эффект можно будет оценить после того, как будут представлены конкретные условия нового демпферного механизма.

Инвестировать в акции нефтяных компаний


Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.